спецпроект
сергей смирнов
Мэтр отечественной фотожурналистики, неравнодушный летописец отечественной истории
Он пришёл в профессию ещё во время Великой Отечественной войны, где служил фронтовым фотокорреспондентом, в 1954-м попал в кремлёвский пул. С 1959 года он почти полвека снимал для «Известий».
Фото 1. Сергей Смирнов и Фидель Кастро
Фото 2. Сергей Смирнов и Михаил Горбачёв
Именно его глазами советские граждане впервые увидели Лучано Паваротти, Элизабет Тейлор, Фиделя Кастро, Марину Влади, Джину Лоллобриджиду
Фото 1. Сергей Смирнов и Элизабет Тейлор
Фото 2. Лучано Паваротти и Сергей Смирнов
В разгар холодной войны, противостояния СССР и Запада их визиты в нашу страну становились символами преодоления враждебности между народами. На протяжении всего правления Хрущёва, а затем и Брежнева Сергей Смирнов был главным кремлёвским фотографом, допущенным ближе всего к первым лицам.
Своей привилегией он, однако, пользовался для создания не торжественных официозных портретов, а эмоциональных неожиданных композиций, на которых его герои могли представать забавными, неформальными, подчас даже нелепыми, но, главное, живыми, настоящими.
Вот Фидель Кастро стоит рядом с Хрущёвым, надевшим противогаз. Комическая мизансцена! А вот лидер кубинской революции по-свойски общается с работницей-животноводом — позади же разгуливает несколько свиней…
Подчас сильные мира сего выглядят на снимках Смирнова отнюдь не такими уж сильными. Красноречива фотография, на которой за столом сидят Леонид Брежнев, Андрей Громыко и Константин Черненко. Три пожилых, уставших человека. Как тут не усмотреть немой вопрос автора: могут ли эти старцы эффективно управлять огромной империей?
Совсем иным настроением наполнены снимки Смирнова, на которых запечатлены зарубежные звёзды, посещавшие Россию.
Джина Лоллобриджида любуется Юрием Гагариным, Марина Влади раздаёт автографы, а ей через плечо заглядывает чем-то крайне удивлённый Рудольф Нуреев — на тот момент ещё мало кому известный.
Наконец, Лучано Паваротти посещает московскую конюшню (лошади были страстью тенора) и изучает «Известия».
Во всех подобных кадрах Смирнову удалось ухватить не только радостное возбуждение обычных людей в кадре, но и ту открытость к общению и новым впечатлениям, которую демонстрировали знаменитые иностранцы.
Юрий Гагарин и Джина Лоллобриджида во время встречи с участниками II Московского международного кинофестиваля
Москва
1961
Пока политики ссорились и выстраивали железный занавес, зарубежные деятели культуры с готовностью приезжали в СССР, общались с советскими коллегами и отделяли себя от нашей публики разве что занавесом театральным
В годы наиболее активной деятельности Сергея Смирнова — 1960−1980-е — в Москве побывало множество западных знаменитостей.
Каждая из фотографий Сергея Смирнова — застывшее мгновение нашей истории. Но за многими из них — свои увлекательные «закулисные» сюжеты.
Среди созданных им в этот период портретов выделяются фотографии Элизабет Тейлор. Камера Смирнова не без восхищения смотрит на голливудскую Клеопатру, царственно прихорашивающуюся перед зеркалом или беседующую с мужем в ложе театра.
Но вот рядом с ней появляется наша Любовь Орлова — и, хотя пик славы советской артистки уже далеко позади, в кадре они царят обе.
Советская актриса Любовь Орлова с американской коллегой Элизабет Тейлор. Москва, 1957 г.
Москва
1957
Над проектом работали:
Василий Джапаридзе, Владимир Дюжий, Елена Лория, Лариса Москвитина, Валерия Нодельман, Дарья Трегубова, Сергей Уваров
undefined
© ООО «МИЦ «Известия». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 76 208 от 8 июля 2019 года. Возрастные ограничения 18+